- Волго-Балтийский водный путь
Баржи с грузом на Неве.
Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина.
Баржи с грузом на Неве.
Санкт-Петербург.Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина (бывшая Мариинская водная система), искусственный водный путь, соединяющий Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско-Балтийский канал и с Белым морем. Строительство Мариинской водной системы было обусловлено выходом России в начале XVIII в. к Балтийскому морю и необходимостью связать Петербург удобными водными сообщениями с внутренними районами страны. Движение по ней было открыто в 1810. Трасса начиналась у Рыбинска, шла по Шексне, Белому озеру, Ковже, Мариинскому каналу, затем по Вытегре, Онежскому озеру, Свири, Ладожскому озеру и Неве. Длина около 1100 км. Отходящий от Шексны Северо-Двинский канал (открыт в 1828) дал выход через Сухону и Северную Двину к Белому морю. Для удобства прохождения небольших плоскодонных судов позже были проложены обходные каналы Белозерский, Онежский, Новоладожский. Для своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехническим сооружением, но к началу XX в. она уже не удовлетворяла транспортные потребности страны. Коренная реконструкция Волго-Балтийского водного пути началась после Великой Отечественной войны и была завершена в 1964. Местами трасса Волго-Балтийского водного пути отклоняется от трассы прежней Мариинской системы. На Волго-Балтийском водном пути 5 мощных гидроузлов с 7 камерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла Вытегорский, Белоусовский, Новиковский и Пахомовский, расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый, Череповецкий гидроузел на южном склоне на Шексне. Глубина Волго-Балтийского водного пути не менее 4 м; он стал доступен для судов грузоподъёмностью около 5 тыс. т. Вместо движения по обходным каналам суда идут прямо по озёрам. Резко возросла скорость перевозок (Череповец Ленинград 2,53 суток, до реконструкции 1015 суток). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Важнейшие грузы: с Кольского полуострова железорудный и апатитовый концентрат, из Карелии гранит и диабаз, из Архангельской и Вологодской областей лес и пиломатериалы, из Череповца чёрный металл; донецкий и кузнецкий уголь, соликамские калийные соли, нефтеналивные суда с Волги для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Ленинград на Волго-Балтийском водном пути поступают импортные грузы. В пассажирском движении значительно число туристских рейсов (маршруты из Ленинграда в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону и др., начинающиеся с Речного вокзала).
Литература:
Стромилова Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г., Волго-Балт с борта теплохода, Л., 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.